Почему мы убиваем?

Carder

Professional
Messages
2,619
Reputation
9
Reaction score
1,713
Points
113
why-we-kill-1.jpg

Убийство - часть человеческой природы?

Гамлет Уильяма Шекспира провозгласил: «Какое произведение искусства - это человек, как благороден разумом, как безграничен в способностях, формах и движениях, как выразительны и достойны восхищения, как в действии, как ангел, в понимании - как бог!» Точка зрения Гамлета заключалась в том, что люди - замечательный вид, хотя сам Гамлет утратил всякое уважение к человечеству. Люди создали феноменальные архитектурные сооружения, от пирамид до небоскребов. Мы исследовали глубины океана и поверхность Луны. Мы создали произведения искусства, способные вызывать эмоции и вдумчивые разговоры.

Возможно, что нас делает еще более замечательными, так это то, что у нас есть эта, казалось бы, бесконечная способность достигать великих вещей, и все же наша история полна насилия по отношению друг к другу. Как мы можем посвящать бесчисленные часы вопросам искусства, науки и другим изощренным занятиям и при этом совершать акты убийства или вести глобальные войны?

Мы склонны считать себя существующими отдельно от других видов. Люди обладают способностью рассуждать и передавать знания будущим поколениям. Из-за этой способности кажется, что наши действия основаны главным образом на рациональности. Но как примирить это с актом уничтожения других представителей нашего собственного вида?
Это сложная проблема. Частично ответ может заключаться в том, что мы не так отделены от других животных, как мы себе представляем. Опасно приписывать черты другим видам - мы рискуем антропоморфизировать животных и предполагать, что причины, по которым они ведут себя определенным образом, совпадают с нашими. Но в целом кажется, что поведение животных является продуктом инстинктов, эмоций и разума. Некоторые животные демонстрируют большую склонность к рассуждению, чем другие. Люди находятся в верхней части этого списка.

Но это не значит, что все наши решения основаны на холодной расчетливой рациональности. Исследование нейробиолога Антонио Дамасио показывает, что эмоции играют важную роль в принятии решений. Он проводил эксперименты с людьми, у которых было повреждение головного мозга, затронувшее ту часть мозга, которая позволяет нам испытывать эмоции. В своих исследованиях Дамасио обнаружил, что у пациентов были проблемы с выбором. Они могли найти решения проблемы, но не могли выбрать конкретный курс действий.

Почему это важно? Это означает, что, хотя мы не рабы своих эмоций, они играют важную роль в нашем поведении. Далее мы посмотрим, как генетика, окружающая среда и наши эмоции могут превратить человека в убийцу.

Природа, воспитание и мотив​

Есть раздел науки, называемый эволюционной биологией, который предполагает, что многие, если не большинство, наших поступков пришли к нам от наших доисторических предков. Согласно этой точке зрения, мы убиваем потому, что убивали наши предки. Убивая, наши предки устранили соперников и обеспечили выживание своим потомкам. Другими словами, мы жестокие, потому что все мирные предки людей были убиты жестокими. Мы унаследовали нашу природу от наших предшественников.

Это мнение отнюдь не универсально. Ученые из разных дисциплин раскритиковали эволюционную биологию, заявив, что она слишком упрощает человеческое поведение и служит генетическим оправданием плохого поведения. Хотя существует научный консенсус в отношении того, что человеческий мозг является продуктом эволюции, существует разрыв между теми, кто думает, что наш мозг находится в режиме каменного века, и теми, кто считает, что мозг гораздо более гибок, чем признают эволюционные биологи.

Один контраргумент эволюционной биологии утверждает, что наш разум адаптивен и развивается намного быстрее, чем может объяснить эволюционная биология. Различия в культурах по всему миру предполагают, что не существует универсальной человеческой природы - окружающая среда и наша адаптация к ней означает, что каждая культура имеет свою уникальную природу.

На поверхностном уровне кажется, что объяснение того, почему мы убиваем, сводится к еще одному аргументу «природа против воспитания». Со стороны природы предполагается, что мы по своей природе жестокий вид, и неудивительно, что мы иногда убиваем друг друга. Со стороны воспитания мы говорим, что мы - адаптивный вид и что наша среда, включая все, от структуры семьи до политических влияний, формирует наше поведение. Правда, вероятно, в том, что мы - продукт обоих. Игнорирование одного набора влияний при сосредоточении на другом упускает историю.

Если мы являемся продуктом как унаследованных черт, так и влияния окружающей среды, что может дать нам повод убивать? Многие ответы сводятся к выживанию. В некоторых случаях это так же просто, как доступ к ресурсам. Будь то конфликт между двумя людьми или несколькими странами, причина убийства может быть связана с тем фактом, что одна сторона хочет того, чем обладает другая сторона. Это может побуждать людей убивать, чтобы забрать или защитить эти ресурсы. Интеллектуальная и эмоциональная потребность в этих ресурсах часто больше, чем нежелание убивать.

Однако не все насильственные конфликты происходят из-за ресурсов. Что еще заставляет нас убивать?

Женщины и мужчины
В Соединенных Штатах статистика убийств показывает, что мужчины совершают более 80 процентов всех убийств, о которых сообщается властям. Мужчины генетически склонны быть более жестокими, чем женщины? У нас нет ответов на все вопросы - возможно, причина кроется не только в биологической тенденции.

Психопаты, геноцид и преступления на почве страсти​

why-we-kill-2.jpg

Преступники, подобные Чарльзу Мэнсону, могут убивать - или вдохновлять других на убийство - основываясь на фундаментально ошибочных рассуждениях.

Для большинства людей убийство другого человека или многих других людей - нетривиальное дело. Но бывают случаи, когда один человек заканчивает жизнь другого, что, кажется, бросает вызов разуму. Что заставляет это происходить?

Человек с антисоциальным расстройством личности не испытывает сочувствия к другим. Это психологическое обозначение включает людей, которых мы называем психопатами и социопатами. Они совсем не чувствуют эмоций и могут искать опасные или захватывающие ситуации, чтобы получить эмоциональную реакцию. Они склонны быть лживыми и не чувствуют стыда или вины за то, что вводят других в заблуждение. Хотя они могут отличать правильное от неправильного, их может не заботить различие.

В юридическом мире важно отличать хорошее от плохого. Он отделяет нормальных людей от безумных. Безумный человек по юридическому определению - это человек, неспособный отличить реальность от фантазии или неспособный контролировать свои собственные действия. Тот факт, что человек демонстрирует социопатические наклонности, не означает, что он сумасшедший.

Вопрос о том, является ли антисоциальное расстройство личности в основном наследственной чертой или результатом влияния окружающей среды, является предметом споров. Вероятно, это результат того и другого, и не все люди, страдающие антисоциальным расстройством личности, будут проявлять склонности к насилию. Но отсутствие сочувствия и стремление к острым ощущениям могут привести к ожесточенным столкновениям. Многие серийные убийцы и массовые убийцы подпадают под это определение - они убивают, потому что им не хватает запретов и сочувствия, которыми обладают остальные из нас.

А как насчет актов геноцида? Как общества оправдывают уничтожение целой части людей? Согласно гипотезе, выдвинутой Эрвином Стаубом, геноцид является результатом сочетания экологических невзгод и психологической адаптации. Стауб предполагает, что в тяжелые времена люди ищут оправдание или козла отпущения. Это может включать определение части населения как ответственной за трудности, с которыми сталкивается сообщество. Уничтожение этого населения - способ справиться с невзгодами. Это средство решения проблемы, даже если решение и проблема не обязательно связаны в реальности. Стауб отмечает, что этот процесс сложен и требует времени - обычно это не спонтанная реакция.

А что насчет остальных из нас? Что могло заставить нас убивать? Поскольку наши решения основаны как на эмоциях, так и на разуме, иногда мы можем отдавать предпочтение одному перед другим. В эмоционально заряженных ситуациях мы можем позволить себе действовать импульсивно, игнорируя рациональность. Эти так называемые преступления на почве страсти могут происходить между людьми с сильными эмоциональными связями. Согласно статистике Бюро юстиции США, 30 процентов всех жертв убийств женщин были убиты их супругами. Еще 18,3 процента погибли от рук бывших супругов. Только 8,7 процента всех жертв женского пола были убиты незнакомцем.

Причин совершения преступлений на почве аффекта очень много. Общие мотивы включают ревность, месть, страх и гнев. Эти чувства могут быть сознательными или бессознательными. Акт убийства может быть спонтанным или преднамеренным. В зависимости от обстоятельств, убийце может быть предъявлено обвинение в убийстве или непредумышленном убийстве - или он может быть реабилитирован, если суд сочтет, что убийца действовал в порядке самообороны. Убийца может заявить, что преступление, совершенное на почве аффекта, было актом временного безумия - условие, которое трудно доказать в суде.

Люди убивают, потому что мы не бесстрастные роботы. У нас есть желания и потребности, и мы способны их удовлетворить. Возможно, мы никогда не узнаем полного объяснения того, почему мы ведем себя именно так, но по мере того, как мы узнаем больше, мы можем найти способы улучшить себя и оставить убийство в прошлом.
 
Top