5-этапный процесс стратегического управления

Brother

Professional
Messages
2,566
Reputation
3
Reaction score
347
Points
83
Стратегическое управление может повысить вашу эффективность как менеджера или лидера. Это может помочь вам определить четкое направление для вашей компании и направить ее к цели. Однако процесс стратегического управления должен быть надлежащим образом спланирован и реализован для достижения желаемых результатов. В этой статье мы обсудим процесс стратегического управления и шаги, которые необходимо предпринять для его успешной реализации.

Что такое стратегический менеджмент?​

Стратегическое управление - это оценка организации, ее клиентов и конкурентов с целью установления и поддержания лучших практик управления. Это помогает компании лучше согласовывать свои стратегические цели и политику для достижения долгосрочного успеха. Структура процесса стратегического управления обычно включает в себя постановку четких целей, разработку планов, согласование бизнес-операций и распределение ресурсов для достижения целей.

Стратегическое управление может быть полезным для компании, отдела или команды во многих отношениях. Это позволяет организации или группе:
  • Определите сильные и слабые стороны.
  • Определите стратегическое направление.
  • Сосредоточьтесь на стратегически важных факторах.
  • Упростите сложные ситуации и разработайте соответствующие стратегии.
  • Повышение общей производительности и способности достигать целей.
  • Повышайте продуктивность сотрудников.
  • Понимать изменяющуюся среду и наличие внешних угроз.
  • Получите устойчивое конкурентное преимущество.
  • Поддержите долгосрочное выживание на конкурентном рынке.

Элементы процесса стратегического управления​

Вы можете адаптировать стратегическое управление к различным потребностям и целям, в зависимости от вашей организации. Однако большинство успешных процессов стратегического управления имеют определенные стандартные компоненты, в том числе:

Финансы​

Финансы напрямую влияют на объем и эффективность процесса стратегического управления. Если ваша компания финансово стабильна, она может ставить более высокие цели, выполнять более существенные проекты, разрабатывать более сложные стратегии и направлять больше сотрудников, средств и ресурсов на стратегическое управление. Финансовые возможности организации зависят от многих факторов, включая выручку, денежный поток, собственный капитал, рентабельность инвестиций, расходы и обязательства.

Прогнозирование​

Компания должна постоянно вносить коррективы в свой процесс стратегического управления, даже если ее цель - поддерживать текущий уровень прибыльности. Рыночные сдвиги, переходы на рынке труда, колебания клиентской базы и технический прогресс - вот некоторые из признаков того, что изменения неизбежны. Прогнозирование - это процесс прогнозирования будущих ситуаций на основе анализа прошлых и настоящих данных. В контексте бизнеса это включает в себя оценку факторов, которые могут повлиять на рост или расширение организации. Таким образом, способность делать точные прогнозы жизненно важна для разработки эффективного плана стратегического управления.

Внешние факторы​

Внешние факторы являются важным фактором для организации, когда она выявляет и анализирует возможности и проблемы. Примером внешней возможности является наличие квалифицированных поставщиков товаров и услуг, необходимых для стратегического управления вашей командой. Напротив, внешней проблемой может быть конкурирующая компания, предлагающая высокие зарплаты и щедрые льготы, которые вы должны сопоставить, чтобы привлечь лучшие таланты. Другие внешние факторы, которые могут повлиять на организацию, включают демографические данные, погодные условия, развитие инфраструктуры, новые технологии и изменения в федеральных, государственных или отраслевых правилах.

Когда вы объединяете три приведенных выше элемента, у вас должна быть вся информация и ресурсы, необходимые для реализации вашего плана стратегического управления. Однако вам, возможно, придется скорректировать свой план, чтобы не отставать от изменений, которые могут произойти в процессе. Чтобы успешно выполнить свой план стратегического управления, вы должны использовать критическое и творческое мышление, принимать обоснованные решения, основанные на всех элементах, и четко сообщать свое видение и ожидания всем сотрудникам, которым вы поручили выполнение плана.

Типы стратегического управления​

Чтобы получить наилучшие результаты от процесса стратегического управления, вам следует выбрать стратегию, которая лучше всего подходит для тех целей, которых вы хотите достичь. Существует три основных типа стратегического управления:

Стратегическое управление бизнесом​

Этот тип стратегического управления в основном фокусируется на том, как бизнес-организации следует подходить к рынку. Это требует от вас таких соображений, как:
  • В какой потребительский сегмент выводить на рынок
  • Какие географические районы нужно покрыть
  • Какие продукты или услуги предлагать
  • Как позиционировать вашу компанию на фоне конкурентов
  • Как выделиться среди конкурентов
  • Как создавать новые рынки
Например, вы являетесь менеджером по маркетингу в компании, которая специализируется на производстве одежды для молодежи. В рамках своей бизнес-стратегии вы активно продвигаете свои продукты в социальных сетях, популярных среди этой возрастной группы.

Оперативное стратегическое управление​

Основная цель оперативного стратегического управления - превратить вашу бизнес-стратегию в план действий. При этом учитываются такие факторы, как:
  • Какие возможности и процессы создавать или улучшать
  • Какие технологии вам нужны
  • Какие навыки вам нужны
Например, ваша компания получает больше запросов от клиентов, чем может обработать. Как руководитель отдела обслуживания клиентов вы решаете нанять больше представителей по обслуживанию клиентов и использовать автоматизированные решения, такие как чат-боты и оптимизаторы маршрутизации билетов, чтобы быстрее реагировать на запросы клиентов.

Трансформационное стратегическое управление​

Трансформационное стратегическое управление предполагает трансформацию всей компании или организации. Это очень сложный процесс, который может потребовать радикальных изменений, поэтому он не так распространен, как два других типа стратегического управления. Это может включать изменение направления, процессов, политик или других важных аспектов организации. Если вы берете на себя этот тип стратегического управления, вы несете ответственность за руководство изменениями, происходящими в компании, и за управление моральным духом сотрудников, что может быть сложной задачей во времена перемен.

Например, ваша компания планирует существенно обновить свою продуктовую линейку. Как лидер трансформации, вы должны четко сообщить сотрудникам новое направление деятельности организации, включая ее последние продукты, целевых потребителей и бизнес-процессы. Вы также будете нести ответственность за мотивацию команды придерживаться нового видения компании при одновременном повышении производительности.

Как разработать процесс стратегического управления​

Процесс стратегического управления состоит из пяти шагов, которые вы должны тщательно выполнить, чтобы план был эффективным. Следуйте этому руководству, чтобы создать и реализовать эффективный план стратегического управления:
  1. Уточните свое видение
  2. Собирать и анализировать информацию
  3. Разработайте стратегию
  4. Реализуй свою стратегию
  5. Оценивать и контролировать

1. Уточните свое видение​

Постановка четко определенных целей должна прояснить ваше видение вашей организации. Этот этап включает в себя три важные задачи: определение ваших краткосрочных и долгосрочных целей, определение процесса достижения ваших целей и настройка процесса для ваших сотрудников. Ваши цели должны быть реалистичными, подробными и соответствовать вашим ценностям. Что касается последней задачи, подумайте о том, чтобы написать заявление о миссии, в котором ваши цели четко изложены вашим акционерам и персоналу. Убедитесь, что вы поручаете каждому из ваших сотрудников задачу, которую они могут выполнить эффективно.

2. Собирать и анализировать информацию​

Этот этап важен, потому что информация, которую вы получаете, может повлиять на следующие два шага. Соберите как можно больше знаний о том, как реализовать свое видение. Во время анализа вы должны сосредоточиться на выявлении потребностей вашей компании в самоокупаемости, ее стратегическом направлении и инициативах, которые могут помочь ей в росте. Вам также следует изучить любые внутренние или внешние факторы, которые могут повлиять на вашу способность достигать поставленных целей.

3. Разработайте стратегию​

Когда вы составляете план, вы должны сначала просмотреть информацию, которую вы получили на этапе анализа. Затем определите ресурсы, доступные в настоящее время в вашей организации, которые могут помочь вам в достижении ваших целей. Также узнайте, нужны ли вам внешние ресурсы. Затем составьте список проблем, влияющих на вашу компанию, в порядке важности. Выполнив эти задачи, вы можете приступить к разработке своей стратегии. Поскольку экономические и деловые ситуации могут меняться, вам также следует использовать альтернативные подходы для каждого этапа вашего плана стратегического управления.

4. Реализуй свою стратегию​

Реализация вашей стратегии - это этап действия вашего процесса стратегического управления. Каждый в вашей компании должен иметь четкое представление о том, что им нужно делать и как они будут способствовать достижению общей цели. Кроме того, к этому моменту вы уже должны были получить все средства и ресурсы, необходимые для проекта. Как только ваш персонал будет готов и ресурсы на месте, вы можете приступить к реализации своей стратегии.

5. Оценивать и контролировать​

Чтобы оценивать и контролировать эффективность вашего плана стратегического управления, вы должны создавать и использовать показатели эффективности, регулярно анализировать внутренние и внешние факторы и при необходимости принимать корректирующие меры. Успешная оценка стратегии начинается с определения параметров, которые необходимо измерить. Убедитесь, что параметры соответствуют целям, которые вы поставили на первом этапе. Вы можете оценить свой прогресс, сравнив фактические результаты со своим планом.

Отслеживая внутренние и внешние факторы, вы сможете быстро реагировать на любые существенные изменения, которые могут повлиять на вашу организацию и ее способность достигать поставленных целей. Если вы обнаружите, что ваша стратегия не помогает вашей компании в достижении ее целей, вы должны предпринять корректирующие действия. Если ваш план остается неэффективным, подумайте о начале нового процесса стратегического управления.

Примеры процессов стратегического управления​

Ниже приведены примеры процессов стратегического управления:

Пример 1: Базовый процесс стратегического управления​

Ресторан хочет получать больше доходов, инвестируя в ресторанный бизнес. Он начинается с оценки его текущей способности управлять бизнесом. Затем он прогнозирует продажи, разрабатывает бизнес-план, запускает ресторанный бизнес и корректирует свою стратегию на основе первоначальных результатов.

Пример 2: ведомственный процесс стратегического управления​

Компания решает продавать свою продукцию через Интернет, чтобы увеличить продажи. Его управленческая команда разрабатывает стратегию и передает выполнение плана отделу продаж. Отдел продаж решает, как следует выполнять план, и выполняет проект с помощью отделов бухгалтерского учета, маркетинга и информационных технологий. Компания также может позволить ИТ-отделу заняться проектом, а его менеджер будет регулярно предоставлять обновления.

Пример 3: Стратегическое управление проектом​

Компания хочет заменить свою бизнес-модель прямых продаж моделью, опирающейся на посредников, таких как внешние торговые фирмы, розничные торговцы, дистрибьюторы и оптовики. Если он не знаком с такими методами распространения, он может нанять внешнего менеджера проекта для исследования и реализации стратегии. В качестве альтернативы он может поручить проект одному или нескольким своим сотрудникам.
 
Top