Как работает вуду

Carder

Professional
Messages
2,619
Reputation
7
Reaction score
1,654
Points
113
voodoo-9.jpg

В Храме Зул'Гуруб в World of Warcraft есть знахари, кровопийцы, куча худу и куклы вуду.

Не нужно далеко ходить, чтобы найти отсылки к вуду в популярной культуре, особенно в западном мире. Фильмы о зомби, конечно же, имеют далекие корни в гаитянском вуду. В магазинах новинок продают куклы с булавками, чтобы нацелить их на любого - от неверных романтических партнеров до необоснованных боссов. Даже в World of Warcraft есть собственная марка вуду, которую можно найти в Зул'Гурубских знахарях Хаккари, проклятых кучах худу и проколотых куклах вуду.

Подобные изображения - большая часть того, что многие люди упомянули бы, если бы их попросили описать Вуду. Некоторые люди также говорили о духовной одержимости и жертвоприношении животных. Многие могут ссылаться на конкретное место - обычно на Карибские острова, такие как Гаити и Ямайка, или на юго-восток Соединенных Штатов, особенно на Новый Орлеан и дельту Миссисипи.

Несмотря на то, что многие из этих стереотипов широко распространены в сознании большинства людей, они не имеют ничего общего с Вуду. Остальные связаны лишь косвенно. Тем не менее, некоторые из стереотипов включают в себя долю истины, а один - одержимость духом - занимает центральное место в религии вуду.
Согласно традиции вуду, есть один верховный бог, который известен под разными именами в разных частях света. Например, на Гаити его зовут Бонди, что происходит от французского слова bon dieu, что означает «добрый бог». Независимо от того, какое имя используют люди, главный бог чрезвычайно могущественен и недоступен для обычных последователей. По этой причине практикующие Вуду должны полагаться на сотни или тысячи других духов, чтобы общаться с Богом.

voodoo-1.jpg

Церемония вуду в Того, Африка

Эти духи известны на Гаити как лоа или лва; Антропологи, пишущие об африканском вуду, часто называют их духами или богами. Духи существуют в иерархии. Есть крупные могущественные лоа, у многих из которых есть свои праздники, праздники или другие обряды. Есть также второстепенные духи, которые играют разные роли в разных регионах. Сообщества и даже семьи имеют своих лоа, таких как духи любимых или влиятельных членов семьи или сообщества. Лоа получают силу от бога и общаются с ним от имени последователей.

Во время церемоний и обрядов последователи Вуду просят у духов совета, защиты или помощи. Процесс взаимный; Последователи должны заботиться о лоа , выполняя ритуалы, которые иногда принимают форму жертвоприношения животных. Другие ритуалы позволяют последователям поблагодарить духов за защиту, благословения или удачу. Чтобы поддерживать хорошие отношения с лоа , последователи также должны вести себя должным образом в соответствии с обычаями сообщества и религии. Таким образом, практика вуду может влиять на повседневные решения и действия человека.

Часть веры вуду заключается в том, что лоа общаются с последователями посредством одержимости . Лоа временно вытесняет душу своего хозяина, или сред , и берет на себя управление телом медиума. Согласно этому убеждению, медиум не может чувствовать боль или получать травмы во время одержимости. Лоа говорит через среду, часто давая инструкции, советы или предсказание будущих событий. Иногда лоа упрекает последователей за невыполнение своих обязанностей перед лоа , своей семьей или сообществом. В некоторых традициях вуду несколько избранных людей имеют привилегию стать одержимым. В других лоа может владеть кем угодно в любое время.

Идея о том, что могущественные или влиятельные духи могут обладать людьми, объединяет две различные формы вуду. Один существует в основном в северной и центральной частях западного африканского побережья. Другой практикуется в основном на Гаити, а также в некоторых частях Северной и Южной Америки. Книги, в которых исследуется та или иная форма, часто объясняют религию через серию историй или анекдотов, а не как простой анализ. На это есть несколько причин:
  • Вуду - это устная традиция без основного священного текста, молитвенника или набора ритуалов и верований. В разных регионах практики вуду, имена богов и другие черты характера могут значительно различаться.
  • Религия использует множество ритуалов и наблюдений, влияющих на повседневную жизнь последователей, делая простой список обрядов непрактичным.
  • Во многих смыслах Вуду - это личная религия. Последователи имеют непосредственный опыт общения с духами и лоа, и этот опыт может сильно отличаться от места к месту и от человека к человеку.
Чтобы понять, откуда пришло вуду и как оно работает, мы исследуем историю религии, а также символы, предметы и обычаи, которые распространены в ее практике. Начнем с африканского вуду.

ПРИМЕЧАНИЕ ОБ ИМЕНАХ
Некоторые ученые и практики предпочитают альтернативные варианты написания Вуду, такие как Vodou, Vodon, Vodun или Vodu, отчасти для того, чтобы отличить религию от стереотипов. Кроме того, когда используется для обозначения самой религии, слово «Вуду» пишется с заглавной буквы. Для других целей, таких как «куклы вуду» или «экономика вуду», это не так.

Содержание
  1. Африканское вуду
  2. Гаитянское вуду
  3. Вуду Споры

Африканское вуду​

voodoo-7.jpg


Вуду зародилось в африканских королевствах Фон и Конго 6000 лет назад. Слово «вуду» происходит от языка фон, что означает «священный», «дух» или «божество». Другие слова, используемые сегодня в вуду, также происходят из языков фон и конго. Например, жрицу вуду часто называют мамбо или манбо. Это комбинация слова Fon, означающего «мать» или «магическое очарование», и слова Kongo, означающего «целитель».
Королевство Фон находилось на территории нынешнего южного Бенина, региона, который некоторые антропологи называют «колыбелью вуду». Люди также практикуют Вуду в Того, Гане и других странах северо-западной Африки. Примерно 30 миллионов человек в Того, Гане и Бенине сегодня практикуют Вуду. Вуду также является официальной религией в Бенине, где до 60 процентов людей являются последователями.

Поскольку вуду - это в первую очередь устная традиция, имена богов, а также особенности различных ритуалов могут меняться в разных регионах или от поколения к поколению. Однако африканское вуду обладает несколькими неизменными качествами, независимо от того, где люди его практикуют. Помимо веры в нескольких богов и духовной одержимости, к ним относятся:
  • Почитание предков
  • Ритуалы или предметы, используемые для передачи магической защиты
  • Жертвоприношения животных использовались, чтобы выразить уважение к богу, добиться его благосклонности или поблагодарить
  • Использование фетишей или предметов, содержащих сущность или силу определенных духов.
  • Церемониальные танцы, в которых часто используются сложные костюмы и маски.
  • Церемониальная музыка и инструменты, особенно барабаны
  • Гадание с использованием интерпретации физических действий, таких как бросание скорлупы семян или вытаскивание камня определенного цвета с дерева.
  • Связь цветов, еды, растений и других предметов с конкретными лоа и использование этих предметов для воздаяния лоа.

voodoo-2.jpg

Этот алтарь вуду состоит из кукол, бутылок и обычных предметов.

Многие из этих черт, особенно поклонение предкам, политеизм и важность музыки и танцев, также важны в других африканских религиях. Итак, на практике Вуду очень похоже на другие традиционные африканские религии. Многие обряды напоминают отчасти празднование, отчасти религиозное служение, включающее ритмичную музыку, танцы и песни. Во многих ритуалах используется природный ландшафт, например реки, горы или деревья. Благодаря украшению и освящению обычные предметы, такие как горшки, бутылки или части убитых животных, становятся священными объектами для использования в ритуалах.

В некоторых частях Африки люди, которые хотят стать духовными лидерами в сообществе вуду, могут посещать религиозные центры, которые очень похожи на монастыри или монастыри. В некоторых сообществах посвященные символически умирают, проводя три дня и ночи в полном уединении, прежде чем вернуться во внешний мир. Посвященные изучают ритуалы, цвета, пищу и предметы, связанные с различными божествами, а также как общаться с лоа. Духи имеют разные личности и разные требования своих последователей, как и боги в греческих и римских мифах.

Некоторые люди ассоциируют Вуду со злом, но многие из его ритуалов, даже те, которые включают принесение в жертву живых животных, сосредоточены на уважении и мире. Его религиозные лидеры становятся лидерами общин, консультируя и разрешая споры. Лидеры также часто оказывают медицинскую помощь в виде народной медицины. Священники, жрицы и другие практикующие обычно посвящают свою работу помощи и заботе о других. Проклятия, колдовство и заклинания, призванные причинить вред, попадают в категорию бо. Однако большинство антропологов согласны с тем, что лидеры вуду обладают практическим знанием бо , которое отличается от вуду, полагая, что понимание того, как оно работает, необходимо для борьбы с ним. Колдуны, известные как ботоно, а не жрецы и жрицы Вуду, как говорят, контролируют более зловещие заклинания. Однако в некоторых случаях люди действуют как священники и ботоно, в зависимости от ситуации.

Эта африканская форма вуду является предшественницей вуду, практикуемого на Гаити и в других частях западного полушария. Регионы Африки, где процветало Вуду, также были сильно проданы во время работорговли. Рабство принесло Вуду в Америку. Далее мы рассмотрим изменения в Voodoo, произошедшие по ту сторону Атлантики.

МЛАДЕНЕЦ С ВЛАСТЬЮ
Во многих сообществах вуду люди считают близнецов священными. По традиции у близнецов две половинки одной души. Если один из близнецов умирает, другой часто будет носить куклу-близнеца, которая, как считается, несет в себе дух умершего брата или сестры. В «Гаитянском вуду» близнецы обладают особыми способностями, которые могут быть опасными, а церемония лоа Доссо не дает им причинить вред. В Бенине близнецы также символизируют плодородие.

Гаитянское вуду​

voodoo-8.jpg


В американских колониях африканское вуду стало тем, что сегодня известно как гаитянское вуду. В 1492 году Христофор Колумб высадился на острове, известном его коренным жителям тайно как Айити, или «Страна гор». Колумб переименовал этот остров в Эспаньола, или «Маленькая Испания». Прибыли колонисты, построив плантации, которые стали богатыми источниками таких культур, как сахар, кофе и индиго. Чтобы сделать эти плантации прибыльными, колонисты в значительной степени полагались на рабский труд. В конце концов, Эспаньола стала странами, известными как Гаити и Доминиканская Республика.
Многие из рабов, привезенных в Эспаньолу из северной и центральной Африки в шестнадцатом-восемнадцатом веках, практиковали вуду. Но рабский кодекс колонии требовал, чтобы все рабы крестились как христиане. Это принудительное обращение имело большое влияние на Вуду. Поскольку рабы не могли открыто соблюдать свою религию, они позаимствовали многие элементы католицизма, чтобы защитить свою духовную практику. Этот процесс, известный как синкретизация, сильно повлиял на вуду на Гаити:
  • Имена католических святых стали именами лоа . Во многих случаях роль лоа отражала роль соответствующего святого. Например, Святой Петр держит ключи от Царства Небесного и соответствует лоа Папа Легба, привратнику духовного мира.
  • Католические религиозные праздники стали праздниками вуду для соответствующих лоа . Например, празднование семьи духов, называемых Гедами, которые являются олицетворениями умерших предков, проходят в День всех святых и День всей души.
  • Христианские кресты стали символами перекрестка, который представляет собой изменяющий жизнь выбор и шаги на духовном пути для последователей Вуду.
  • Католические гимны и молитвы стали частью богослужений вуду.
Несколько других влияний также повлияли на Вуду, включая традиции местных племен таино.
Получившаяся форма Вуду - креолизованная религия, созданная под влиянием многих других религий. Но, несмотря на эти дополнения, гаитянское вуду сильно напоминает африканское вуду. Жрицы, известные как мамбо , и священники, известные как хунганы , проводят религиозные службы и предоставляют традиционные народные средства. Люди, которые хотят стать мамбо или хунганами, часто начинают ученичество в качестве посвященных с другими лидерами, а не присоединяются к крупномасштабному центру поклонения. Многие церемонии проходят в здании, называемом хонфур , которое служит храмом или святилищем.

voodoo-11.jpg

Женщина в трансе стоит в бассейне с водой во время пасхальной церемонии вуду, 16 апреля 2006 года.

Как и в Африке, одержимость - важная часть вуду на Гаити. Человек одержимости часто называют лошадь , который ездил по имущего лоа . Одержимый может двигаться неестественно, говорить на неизвестных языках или делать четкие, прямые заявления другим последователям. Жертвоприношение также важно, и многие церемонии включают принесение в жертву коз, кур или других животных. Во многих случаях сочетание одержимости, принесения в жертву животных и ритуальных танцев и музыки, сопровождающих их, может показаться сторонним наблюдателям драматическим или даже пугающим.

voodoo-3.jpg

Ритуальные предметы вуду на продажу в Порт-о-Пренсе, Гаити

Гаитянское вуду также включает одежду, предметы и украшения, призванные вызвать уважение к лоа . Пакеты Kongo или пакеты с лекарствами содержат целебные или лекарственные травы и предметы. Прихожане несут флаги, называемые драпо, через места, используемые для поклонения, в знак уважения к духам. Чтобы призывать лоа и призывать его , люди играют на различных барабанах, колокольчиках и погремушках. Алтари содержат множество ритуальных предметов, таких как украшенные бутылки, куклы и кви или калебасы, полные подношений еды. Прихожане используют кукол как медиумов для контакта с определенными лоа.или духовный мир в целом, чтобы не причинять боль или страдания другим. Сегодня многие из этих предметов стали частью произведений искусства и ремесел Гаити. Некоторые гаитянские художники, например, сосредотачиваются на создании изображений различных лоа , сложных драпировок или богато украшенных ритуальных предметов.
Хотя зомби широко распространены в гаитянских преданиях, они обычно не являются частью практики вуду.

Хотя зомби широко распространены в гаитянских преданиях, они обычно не являются частью практики вуду.

Как и в африканском вуду, мамбо и хунганы обычно не проклинают и не причиняют вреда другим людям. Однако некоторые последователи считают, что бокоры, или колдуны, обладают способностью использовать магию, чтобы причинять несчастья или травмы. Бокоры также являются частью знаний о зомби - некоторые считают, что бокор может использовать яды и захватывать душу человека, чтобы создать зомби. Вы можете прочитать «Как работают зомби», чтобы узнать больше об этих теориях.

Вуду - важная часть повседневной жизни многих гаитян. Оценки разнятся, но в целом антропологи считают, что более половины гаитян практикуют Вуду. Религия также сыграла важную роль в истории Гаити. Французская революция 1789 года вызвала революции во всем мире, в том числе в нескольких колониях в Америке. В 1797 году священник вуду провел церемонию в Буа-Каймане в горах Гаити. Эта церемония предшествовала восстанию рабов, которое длилось до 1804 года, и люди Гаити сражались с армиями Испании, Франции и Великобритании. В конце концов, Гаити стала первой свободной черной колонией в Америке. Эта церемония и ее важность несколько спорны, но они стали частью гаитянских преданий.

Вуду широко и открыто практикуется на Гаити. Он также существует в различных формах в Новом Орлеане и на юго-востоке США. В некоторых случаях Вуду, практикуемое в других частях Западного полушария, смешивается с другими, подобными традициями, языческими практиками или другими обычаями. Однако в некоторых регионах народные магические практики, известные как худу, вытеснили вуду в глазах общественности. Привороты, проклятия и методы мести обычно подпадают под прикрытие хулиганства и вообще не являются практикой вуду.
Путаница с худу - лишь одна из причин, по которой Вуду вызывает споры. Далее мы рассмотрим еще несколько.

ВУДУ И ВОССТАНИЯ
Церемонии вуду могли сыграть свою роль в других восстаниях рабов в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Например, раб по имени Гулла Джек, считавшийся фокусником, помог спланировать восстание рабов в Южной Каролине.

Вуду Споры​

voodoo-4a.jpg


С момента своего появления на Гаити гаитянское вуду распространилось и на другие части мира. Рабы, перевезенные из Гаити в дельту Миссисипи, несли с собой свои традиции, и оттуда вуду расширилось. Сегодня люди открыто практикуют различные формы гаитянского вуду на Гаити. В других частях света люди часто практикуют более скрытно.
Во многих частях западного мира люди относятся к Вуду с подозрением. Некоторые люди считают, что это явное зло или что это поощряет поклонение дьяволу. В некоторых странах миссионеры сознательно стараются обратить людей из практики вуду в христианство. Для таких взглядов есть ряд причин.

С 1915 по 1935 год Корпус морской пехоты США (USMC) оккупировал Гаити. Во время и после этого периода Гаити стало местом появления книг и фильмов, в которых Вуду часто изображалось зловещим, жестоким и кровавым. В таких фильмах, как «Белый зомби», выпущенном в 1932 году, священники вуду изображались как злодеи, превращающие невинных людей в зомби.

Примерно в то же время хулиганство стало более обычным явлением в некоторых частях Соединенных Штатов, включая Новый Орлеан. Раньше в Новом Орлеане было процветающее сообщество вуду, возглавляемое королевами вуду, в том числе двумя женщинами, известными как Мари Лаво. Один Лаво исчез в конце 1870-х годов, а другой умер в 1881 году. При их преемниках сообщество вуду в конце концов распалось и стало менее заметным для общественности. В то же время продавцы начали продавать амулеты и безделушки с капюшоном по всему Новому Орлеану. В конце концов, худу, вместе с его проклятиями и заклинаниями, стало синонимом вуду в Новом Орлеане и других частях Юга.

voodoo-5.jpg

Место захоронения вождя гаитянского вуду Мари Лаво.

Но вымышленные образы и общественное восприятие - лишь часть ощущения того, что Вуду мрачно или тревожно. Кроме того, практика вуду включает занятия, которые запрещены в других религиях и культурах. Многие церемонии включают принесение в жертву живых животных и использование крови животных. Некоторые также включают использование сушеных туш и частей животных. Хотя принесение в жертву животных было частью основных религий, включая иудаизм, сегодня это обычно не практикуется. Змеи, которых многие люди пугают, также играют роль в некоторых церемониях Вуду и символизме Вуду. Например, на Гаити змеи ассоциируются с одним из самых могущественных лоа , известным как Дамбалла. По этой причине последователи часто используют изображения католического святого Патрика со змеями для обозначения Дамбаллы.
Идея духовной одержимости беспокоит многих людей, но она также имеет место в других религиях. Например, в тибетском буддизме боги могут временно населять тела оракулов. Согласно тибетским преданиям, Оракул Нечунг, или божество-защитник Дордже Дракден в теле буддийского монаха, успешно проинструктировал Далай-ламу о том, как бежать от китайских войск в Тибете в 1959 году.

Одна из практических проблем, связанных с практикой вуду, касается общественного здравоохранения. В некоторых церемониях вуду последователи могут причинить себе вред, демонстрируя веру или демонстрируя силу лоа. Последователи могут свободно истекать кровью или могут истекать кровью на алтари или священные предметы. Должностные лица общественного здравоохранения заявляют, что это может способствовать распространению болезни. Кроме того, многие лидеры вуду, особенно в сельской местности, предлагают медицинские советы и народные средства. Иногда этот совет противоречит устоявшимся медицинским представлениям о распространении болезней, особенно ВИЧ и других болезней, распространяемых через контакт с инфицированной кровью.

Наконец, смерть - существенная часть религии вуду. Духи умерших предков, лидеров и других важных людей занимают центральное место в практике Вуду. Критики утверждают, что упор на умиротворение умерших предков создает культуру страха. Сторонники возражают, что многие другие религии уделяют такое же внимание умиротворению богов. Кроме того, поскольку смерть - это тема, которая заставляет многих людей чувствовать себя некомфортно, вполне логично, что религиозная традиция, которая принимает смерть, может также вызывать дискомфорт у людей.

Хотя Вуду не имеет ничего общего со многими гнусными аспектами, которые люди ассоциируют с ним, некоторые из стереотипов, которые его окружают, имеют некоторую основу в реальной практике Вуду. Чтобы узнать больше о Voodoo и связанных темах, просмотрите ссылки на следующей странице.

ДРУГИЕ ФОРМЫ ВУДУ
Вуду - не единственная религия, в которой сочетаются христианские и традиционные африканские формы поклонения. Сантерия , возникшая на Кубе, во многом похожа на вуду; в Сантерии лоа часто называют ориша. По этой причине поклонение Орише иногда используется как эвфемизм для Сантерии или Вуду. Поклонение сантерии и ориша существует сегодня, особенно на Кубе и в странах, в которые кубинцы иммигрировали.
 
Top